Изображения:

ОТКЛЮЧИТЬ

Размер шрифта:

А- А А+

Цвета сайта:

Ц Ц Ц

Учитель года - 2018

Торопецкая гимназия в этом году на муниципальный конкурс "Учитель года" выдвигает Мирон Павлину Павловну, учителя музыки.

Эссе «Я – современный учитель!»

Мирон Павлина Павловна: Педагогическое кредо: Главное – научить ребенка отличать подлинное от подделки, важное от второстепенного, достойное от уродливого… И в искусстве, и в жизни!

Однажды, 10 лет назад, когда еще в разгаре была моя карьера ландшафтного дизайнера в Петербурге, мой заказчик, руководитель первого в России православного реабилитационного центра для наркоманов, протоиерей о. Сергий Бельков сформулировал свои пожелания следующим образом: сделай так, чтобы эти ребята, которые ничего не видели кроме своих грязных притонов, смотрели на красоту Божьего мира, бережно тобой оформленную в нашем приходе, и думали : в раю мы здесь или на земле…, чтобы так отрадно было их глазам и душе… ,чтобы увидели они, как много прекрасного в мире, окружающем нас, ради чего стоит жить! Переехав в Торопец, я приняла решение работать по своей, полученной в юности профессии учителя. И когда начались первые уроки, когда прошел первый год, потом второй, у меня появилось устойчивое желание своих детей тоже приобщать к красоте, на этот раз красоте искусства: музыки, художественных полотен, архитектуры. Научить их внимательно прислушиваться к себе и искать свои, еще слабенькие и негромкие приметы таланта, а талант, я уверена, есть в каждом ребенке! Пусть не всегда это связано с искусством, но обязательно с творчеством! Ведь даже талант сопереживать – это творчество души. Иногда ребята спрашивают меня на уроках: – А зачем нам это знать, где и когда это может пригодиться? - Пригодится, обязательно пригодится! Чем усерднее вы вникаете в предмет искусства, тем более эрудированными людьми вы будете в будущем, когда в обществе интересного человека или компании не придется, например, мучительно краснеть от того, что не можете припомнить автора знаменитой мелодии или сказать, перу какого художника принадлежит картина, гравюра. Не стоит ради тщеславия «натаскивать» себя на знание множества цитат, имен и произведений искусства для того, чтобы иметь возможность блеснуть в обществе, но ради того, чтобы свой внутренний мир стал богаче, а представление о мире шире и светлее, - отвечаю я. Пока что все с такими аргументами соглашаются. Я считаю свой предмет необыкновенно важным и нужным, ведь каждое изучаемое в рамках школьной программы произведение искусства поднимает важнейшие вопросы смысла человеческой жизни, ее ценности, ее значимости. Антон Макаренко говорил: «Несмотря на длящийся веками опыт народного страдания, люди всегда верили, что счастье есть законная норма человеческой жизни, что оно может быть и должно быть обеспечено и гарантировано в самом Мирон Павлина Павловна устройстве общества». И это вечная тема произведений Чайковского и Бетховена, Мусоргского и Рахманинова. Счастье есть личное и счастье народное, достоинство собственное и достоинство своего народа. Я восхищаюсь наследием русского народа 19-20 веков: композиторами, писателями, поэтами, художниками… Никакого подражательства, свой собственный самобытный почерк каждого, огромный диапазон тем и содержания творчества, профессионализм на высочайшем уровне. Я думаю, что, если человек, проживающий в Европе, США, на востоке, знакомится с нашим искусством, уважение к русскому народу он пронесет до конца жизни. Только бы мы наших детей успели научить и приобщить к этой великой культуре, чтобы они своим поведением не опровергали тот сияющий восклицательный знак, который оставили своим творчеством в мировом искусстве наши предки. Нравственность и культура – это фундамент здоровой жизни каждого из наших детей и общества в целом. Что касается взаимоотношений с детьми, тут главное, на мой взгляд, найти и соблюсти ту меру между искренним интересом к ребенку и некоторой дистанции с ним, которая для него обозначает статус учителя. Дети остро реагируют на несправедливость, без лукавства надо признаться, что не всегда есть время или возможность разобраться в сложной ситуации в случае провинности или неготовности к уроку. Но опыт показывает: разбираться надо, не следует поверхностно, в пол-уха, слушая ребенка, выносить оценку его поступка и меру наказания. Я сейчас говорю не об уроках, а об общении во внеклассное время. Слишком легко потерять доверие, которое годами приобреталось в совместном процессе проживания жизни в школе. Бывает, и некоторое раздражение проявляем в адрес ребенка по каким-либо причинам: плохое самочувствие, нехватка времени в режиме ответственного мероприятия и т.п. Дети, которых я учу, с которыми мы готовим и проводим мероприятия, знают: если я погорячилась, я извинюсь, найду слова для примирения и это никоим образом не уронит моего авторитета. И еще один важный аспект хочется затронуть: я стремлюсь на своих уроках побуждать ребенка мыслить своими категориями, не заучивать тексты или даты, а формировать в своем сознании комплексную картину изучаемого материала, начиная с четкого представления эпохи, в которую жил герой произведения или сам композитор, художник, от ее деталей и особенностей стилей костюмов, интерьеров, архитектуры до психологических нюансов характера и фактов биографии. Мы с ребятами в каждом герое ищем доминанту, запомнив которую уже легко будет воссоздать в памяти не только общие факты, но и детали изучаемого образа. У всех она разная: Бетховен – это тяжелое детство и глухота, чем объясняются многие особенности его поведения в жизни и выбора тем и настроений творчества. Чайковский – хрупкость и ранимость натуры. Мусоргский – непреодолимая симпатия к простому народу и русской истории. Иногда эта доминанта – просто интересная, яркая деталь биографии, как, например, поместье Мирон Павлина Павловна Рахманинова в Швейцарии, названное по первым слогам имен Сергея Васильевича и его жены Натальи ,- СЕНАР; или год жизни, проведенный в лачуге негритянского рыбака на берегу океана Джорджем Гершвиным ради написания своей легендарной оперы «Порги и Бесс» в стиле джаз, принесшей ему и Америке всемирную славу… А еще я побуждаю детей учиться формулировать свои ответы красиво, включая в свой словарный запас новые слова и обороты, навсегда запомнив, как мой учитель литературы в 9 классе, живописно отклоняя руку в сторону, вопрошала: почему бы вам, ребята, не произнести эту фразу так: «В этом произведении мне импонирует герой князя Болконского по причине…». Помню, на меня это тогда произвело большое впечатление. Уча детей, я непрерывно учусь сама и в этом тоже есть большое преимущество моей профессии над другими. Учусь самым разным вещам, начиная от методик построения своих уроков и заканчивая прикладной психологией. И теперь смело могу сказать, что учить – это заниматься сотворчеством вместе с детьми, а ведь ничего так не сближает, как совместная деятельность! Пусть нам, учителям, приходится порой уметь быстро отреагировать на реальные опасности, подстерегающие наших детей в тех же социальных сетях, или убеждать инертных ребят в необходимости участия хоть в каком-то мероприятии, рано или поздно они просто понимают, что это от неравнодушия, а не от желания их «доставать». Вот таким неравнодушным учителем мне и хочется оставаться всегда, сколько бы еще ни пришлось работать в школе. Тем более, работая в православной гимназии, своей задачей считаю через погружение детей в свой предмет способствовать воспитанию в детях высокой духовности и культуры.